- это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
- Конфиденциальность - обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.
- Целостность - обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.
- Доступность - обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.
Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и вопросы психологической и нравственной безопасности важны сегодня как никогда. В России около 8 миллионов пользователей глобальной сети — дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир… Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Наша обязанность — защитить их от негативного контента.
Согласно Российскому законодательству, информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию
(Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию")
Информационное пространство мы разделили на 3 составляющие:
- Пространство сети Интернет – так называемое виртуальное пространство, позволяющее не только искать нужную информацию, но и общаться, и играть.
- Средства массовой информации – передачи, мультфильмы, фильмы, которые смотрят дети по телевизору, а также слушают музыку, аудиосказки и т.п.
- Книжная продукция – газеты, журналы, книги и т.п., которые покупаются детям.
Пространство сети Интернет
1.Расскажите ребенку, что представляет собой Интернет-пространство, чем полезен Интернет, что можно там найти интересного и что негативного можно встретить. Лучше представить виртуальную сеть как помощника в поиске информации или как средство образования, а не как возможность для развлечений и удовольствий, чтобы ребенок не просиживал все свободное время в сети, а правильно распределял его по необходимости.
2. Договоритесь с ребенком о том, сколько времени он будет проводить в сети. Для каждого возраста должно быть свое время - чем старше ребенок, тем больше он может находиться в сети, но определенные рамки все равно должны сохраняться. Можно создать список домашних правил пользования Интернетом, где будет указан перечень сайтов, которые можно посещать, информация о защите личных данных, этика поведения в сети и прочее.
3. Предупредите свое чадо о том, что в сети он может столкнуться с запрещенной информацией и злоумышленниками. Речь идет о насилии, наркотиках, порнографии, страницах с националистической или откровенно фашистской идеологией. Ведь все это доступно в Интернете без ограничений.
4. Приучите детей к конфиденциальности. Если на сайте необходимо ввести имя, помогите ему придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации. Расскажите детям о том, что нельзя сообщать какую-либо информацию о своей семье - делиться проблемами, рассказывать о членах семьи, о материальном состоянии сообщать адрес.
5. Беседуйте с детьми об их виртуальных друзьях и о том, чем они занимаются, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Приучите детей рассказывать о встречах в реальной жизни, если ребенок хочет встретиться с другом, он обязательно должен сообщить взрослым.
6.Расскажите о мошенничествах в сети - розыгрышах, лотереях, тестах, чтобы ребенок никогда, без ведома взрослых, не отправлял СМС, чтобы узнать какую-либо информацию из интернета.
7. Объясните детям, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения и письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев. Если ребенка что-то пугает, настораживает или кто-то угрожает в переписке, в письме, он обязательно должен об этом сообщить взрослым.
В самом начале освоения компьютера родители должны быть примером для ребенка. Они должны помочь ему создать личную компьютерную среду и научить ею пользоваться.
На первых порах можно показывать ребенку семейные фотографии, играть с ним в развивающие игры, просматривать мультимедийные энциклопедии. Если дети начинают выходить в Интернет, родителям нужно садиться рядом с ними и следить за тем, чтобы они посещали только те сайты, которые выбрали взрослые.
Ознакомьте Ваше чадо с этими простыми правилами, и он будет иметь представление о том, с чем может столкнуться в Интернете, и будет знать, как вести себя в этом случае. Если ребенок будет Вам доверять и рассказывать все, что впечатлило его в сети, с кем он познакомился, вы сможете избежать очень серьезных бед.
Средства массовой информации
Многие родители задают себе одни и те же вопросы — насколько вреден телевизор для ребенка, с какого возраста можно разрешить малышу смотреть мультики и различные детские передачи, сколько времени ребенок может проводить у телевизора.
- Это нужно для того, чтобы взрослый проконтролировал то, что смотрит ребенок, чтобы это был мультфильм, детская передача, детский фильм или программа о животных. Именно передачи о животных, кстати, наиболее полезны для детей
- Пока малыш маленький, он далеко не все понимает, что же происходит на экране, хотя с большим интересом смотрит. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, стараться установить с ним диалог вокруг происходящего на экране. В результате обсуждения увиденного ребенок более раскрепощается, его речь развивается, словарный запас увеличивается. В этом, безусловно, есть плюсы просмотра телевизионных передач.
- Возможно, наоборот, он стал замкнутым, раздражительным, нервным. В любом случае, даже если все нормально, нельзя разрешать ребенку неограниченно смотреть телевизор. А тем более самому выбирать, что смотреть, поскольку он может заинтересоваться вредной для него передачей. Если малыш не понял какую-то сцену, то необходимо дать ему разъяснение.
Книгоиздательская продукция
Критерии безопасности детской книги
Санитарно-гигиеническая безопасность (они касаются размеров шрифта для каждого читательского возраста, ширины межстрочных интервалов, цвета бумаги, цвета шрифта, качества бумаги и качества типографской краски, качества клея.)
Морально-этическая безопасность (Книги (и это касается как детских, так и взрослых изданий) должны как минимум соответствовать действующему законодательству. Это значит, что в них не может быть призывов к экстремизму и терроризму, разжигания социальной, межнациональной и межрелигиозной розни.)
Педагогическая безопасность (То, что написано в детской книге, запоминается на всю жизнь. Любой факт, почерпнутый в детской литературе, кажется читателю непреложной истиной и влияет на формирование его картины мироздания. Так что в детской и в подростковой книге не должно быть, по крайней мере, вранья в фактах, даже в тех, что кажутся самыми незначительными)
Художественная безопасность (Речь идет о том, что и текст, и картинки в книге должны соответствовать хорошему вкусу.)
Мы видим, что существуют четыре критерия безопасности детской книги, причем три из них совершенно безусловные, потому что опираются на факты, нормативы и законы, а один — очень даже условный и субъективный.
Нормативные документы
1. Федеральные:
- Федеральный закон РФ от 27.07.2006г. № 152-ФЗ "О персональных данных" (с изменениями на 31 декабря 2014 года)
- Федеральный закон РФ от 29.12.2010г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изменениями на 29 июня 2015 года)
- Рекомендации по применению Федерального закона РФ от 29.12.2010г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" в отношении печатной (книжной) продукции
- Памятка для родителей и педагогов по безопасности работы детей в Интернет-пространстве на разных возрастных этапах (по материалам В.Ф. Безмалого)
- Рекомендации родителям по безопасному использованию Интернета детьми
- Методические рекомендации комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества о реализации мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети "Интернет"
2. Региональные:
- Постановление от 19.04.2018 г. № 149 "Об утверждении региональной программы обеспечения информационной безопасности детей"
3. Локальные акты, регламентирующие вопросы обеспечения информационной безопасности:
- Положение об официальном сайте
-Положение О порядке доступа педагогов к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам
- Положение о защите персональных данных воспитанников, их родителей (законных представителей) ДОУ (с приложениями)
- Политика МКДОУ: д/с № 15 в отношении обработки и обеспечения безопасности персональных данных
- Инструкция о применении средств антивирусной защиты информации
РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ) ВОСПИТАННИКОВ
Если ваши дети пользуются Интернетом, вы, без сомнения, беспокоитесь о том, как уберечь их от неприятностей, которые могут подстерегать в путешествии по океану информации. Значительное распространение материалов, предназначенных только для взрослых или неприемлемых для детей по какой-либо другой причине, может легко привести к неприятным последствиям. Кроме того, в Сети нередко встречаются люди, которые пытаются с помощью Интернета вступать в контакт с детьми, преследуя опасные для ребёнка или противоправные цели.
Советы по безопасности для детей дошкольного возраста
- Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения;
- Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером;
- Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;
- Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили;
- Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;
- В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией;
- Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни;
- Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.
ДЕТСКИЕ БЕЗОПАСНЫЕ САЙТЫ
Единый урок по безопасности в сети "Интернет" 2018
Формирование информационной и цифровой грамотности является одним из важнейших факторов не только в сохранении информационного суверенитета нашей страны и формирования всех сфер информационного общества, но и обеспечения развития цифровой экономики. Безопасность в Интернете является важным аспектом реальной жизни. Основные правила безопасности в Интернете нужно знать и понимать.
В связи с этим в рамках «Единого урока по безопасности в сети Интернет» в нашем детском саду с сентября по ноябрь года проводятся мероприятия , направленные на повышение уровня информационной безопасности в сети «Интернет» для привлечения внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.
Единый урок представляет собой цикл мероприятий, ориентированных на детей старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов ДОУ.
Единый урок информационной безопасности 2018″
https://единыйурок.рф/index.php/edinyj-urok-po-bezopasnosti-v-seti-internet-2018
Пресс –релиз цикла мероприятий «Сетевичок»
Цикл образовательных мероприятий «Сетевичок», направленных на развитие кибербезопасности и цифровой грамотности молодежи и формирование информационного пространства детства, стартовал в России в рамках Единого урока безопасности в сети Интернет. Инициатором проведения образовательной программы выступила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Подробнее с мероприятиями можно ознакомиться на официальном сайте – www. Сетевичок.рф
В нашем детском саду в рамках Единого урока проведены следующие мероприятия:
для детей:
- проведение образовательной деятельности по информационной безопасности ( НОД, беседы "Безопасность в сети "Интернет", "Интернет" среди нас", "Вред и польза", викторина "Путешествие по "Интернету");
- конкурс рисунков и выставка детских работ «Безопасность в Интернете".
для родителей:
— участие в опросе на сайте проекта «Сетевичок» www.родители.сетевичок.рф;
— информирование о мерах информационной безопасности детей в рамках уже запланированных родительских собраний по темам:
"Важность обеспечения цифровой и информационной грамотности детей"; "Основные рекомендации и советы по обеспечению персональной информационной безопасности"; "Методы и функции родительского контроля".
для педагогических работников:
1) беседы «Путешествие в страну «Безопасный интернет» "; "Интернет и социум";
2)участие во Всероссийском тестировании для педагогов - 2018;
3) круглый стол "Интернет: ЗА и ПРОТИВ"