Меню сайта
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Психолог в ДОУПсихолог в детском саду Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое ярко и нестандартно, по - своему видеть и понимать жизнь – все это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство. Дошкольное детство – это период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые. Профессиональная деятельность психолога ДОУ направлена на сохранение психического здоровья и социального благополучия детей. Основой является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Задачи, выдвигаемые для реализации данной цели: - способствование становлению базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений с другими людьми, т.е. помочь ребенку поверить в свои силы; - научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей; - обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми. Его задача - помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог ДОУ: - проводит психологическую диагностику; - определяет степень отклонений (умственных, эмоциональных) в развитии воспитанников; - выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию; - участвует в планировании, разработке развивающих и коррекционных программ; - содействует развитию творчески одаренных воспитанников; - формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей. Педагог-психолог МКДОУ: д/с №15 – Яничкина Ольга Валерьевна. В своей работе руководствуется: - должностной инструкцией (Приложение 1). ДОУ имеются документы и методические материалы психолога: -Нормативные документы РФ, краевого, городского управления образованием по психологической службе. -Функциональные обязанности и задачи психолога. -График работы психолога, утвержденный заведующим МКДОУ. -Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности. -Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе. -Программы проведения занятий, диагностической и коррекционной работы. -Журналы учета работы психолога. -Материалы выступлений на собраниях, семинарах, отчеты психолога и т.д. Приложение 1 I. Общие положения Педагог - психолог относится к категории специалистов, принимается и освобождается от должности приказом. На должность педагога-психолога без категории назначается лицо, имеющее высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» без предъявления требований к стажу работы, 2 категории - стаж работы по специальности не менее 3 лет, 1 категории - стаж работы по специальности не менее 5 лет, высшей категории - стаж работы по специальности не менее 10 лет. II. Педагог - психолог должен знать: Конституцию РФ. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования. Декларацию прав и свобод человека. Конвенцию о правах ребенка. Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации и социальной защиты детей. Общую и педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику. Основы дефектологии, психотерапии, психогигиены, психодиагностику. Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения. Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального ребенка. 2.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. 2.11. Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ. 2.12. Производственные инструкции и инструкции по охране труда согласно Перечню на допуск к самостоятельной работе. 2.13. Характеристики обслуживаемого оборудования (ПК, аудио-, видеоаппаратура и др.), опасные и вредные факторы по своему рабочему месту, способы защиты от их воздействия. 2.14. Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшему и порядок обращения за помощью при получении травмы. 2.15. Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ», «Трудовой кодекс РФ» в объеме, достаточном для выполнения своих должностных обязанностей. 2.16. Стандарты безопасности труда, правила, нормы, положения, инструкции и другие нормативные документы по охране труда. 2.17. «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». 2.18. Настоящую инструкцию и трудовой договор. 2.19. На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь и др.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом начальника ДОУ. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей. III. Должностные обязанности Педагог-психолог: Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и обучения. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка. Определяет факторы, препятствующие развитию личности детей и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). Оказывает помощь детям, родителям (или лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития детей. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности детей. Осуществляет педагогическую поддержку одаренных детей, содействует их развитию и поиску. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии детей, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Формирует психологическую культуру детей, педагогических работников и родителей. Консультирует работников ДОУ по вопросам практического применения психологии. Ежедневно перед началом работы осуществляет самоконтроль за соответствием рабочего места или порученной работы требованиям охраны труда и своевременно принимает меры по устранению выявленных отклонений от них. 3.13. Выполняет только ту работу, которая входит в должностные обязанности, не приступает к работе, если не известны безопасные способы ее выполнения. 3.14. Соблюдает установленные правила, нормы и инструкции по охране труда. 3.15. Следит за исправным состоянием и правильной эксплуатацией оборудования, приспособлений, инвентаря. 3.16. Немедленно сообщает вышестоящему руководителю об обнаруженных нарушениях, о возникновении травмоопасных, аварийноопасных и пожароопасных ситуаций и несчастных случаях с людьми. 3.17. 0 любом случае получения травмы на производстве, по пути с работы или на работу (даже самой незначительной), а также при ухудшении состояния своего здоровья немедленно сообщает своему непосредственному или вышестоящему руководителю. При необходимости обращается в здравпункт или поликлинику (в больницу) в сопровождении представителя администрации. 3.18. Систематически совершенствует свои знания по вопросам безопасности труда путем самостоятельной подготовки. 3.19. В установленном порядке проходит обучение по охране труда и предусмотренные периодические медицинские осмотры. 3.20. Проводит диагностику детей, связанную с определением уровня психического развития и подготовкой их к школе. IV. Права. Педагог - психолог вправе: 3.21. Знакомиться с проектами решений руководства ДОУ, касающимися его деятельности. 3.22. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства ДОУ предложения по улучшению деятельности и совершенствованию методов работы, замечания по деятельности работников ДОУ, предлагать варианты устранения имеющихся недостатков. 3.23. Запрашивать лично или по поручению руководства ДОУ от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей. 3.24. Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению задач, возложенных на него. 3.25. Требовать от руководства ДОУ оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав. 3.26. Повышать свою квалификацию. V. Ответственность. Педагог - психолог несет ответственность: 3.27. 3а правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ. 3.28. 3а причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ. 3.29. 3а применение, в т. ч. однократное, методов воспитания, связанных с психологическим и физическим насилием над личностью детей. В данном случае педагог - психолог может быть освобожден от должности в соответствии с ТК и Законом «Об образовании», увольнение не является мерой дисциплинарного взыскания. 3.30. 3а нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно – гигиенических правил. Педагог-психолог МКДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Психологическая служба ДОУ призвана содействовать: - созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка; - повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени; - повышению психологической компетентности педагогов; - развитию дошкольного образовательного учреждения в целом. Цель и задачи психологической службы ДОУ. Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом. Основными задачами психологической службы в ДОУ являются: 1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ. 2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье. 3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников. Функции психологической службы ДОУ. Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей. Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Подготовка детей к новой социальной ситуации развития. Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления. Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ. Профилактическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста. Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания. Основные направления деятельности психолога МКДОУ: д/с №15 1. Психодиагностика. Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 2. Психопрофилактика. Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса. 3. Коррекционная и развивающая работа. Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. 4. Психологическое консультирование. Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. 5. Психологическое просвещение и обучение. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.
|