Четверг, 02.05.2024, 21:16

МКДОУ: д/с № 15 общеразвивающего вида г. Кимовск

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Психолог в ДОУ

Психолог в детском саду

Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое ярко и нестандартно, по  - своему видеть и понимать жизнь – все это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство.

Дошкольное детство – это период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

Профессиональная деятельность психолога ДОУ направлена на сохранение психического здоровья и социального благополучия детей. Основой является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Задачи, выдвигаемые для реализации данной цели:

- способствование становлению базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений с другими людьми, т.е. помочь ребенку поверить в свои силы;

- научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей;

- обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми.

 Его задача - помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог ДОУ:

- проводит психологическую диагностику;

- определяет степень отклонений (умственных, эмоциональных) в развитии воспитанников;

- выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;

- участвует в планировании, разработке развивающих и коррекционных программ;

- содействует развитию творчески одаренных воспитанников;

- формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.

Педагог-психолог МКДОУ: д/с №15 – Яничкина Ольга Валерьевна.

В своей работе руководствуется: -  должностной инструкцией (Приложение 1).

ДОУ имеются документы и методические материалы  психолога:

-Нормативные документы РФ, краевого, городского управления образованием по психологической службе.

-Функциональные обязанности и задачи психолога.

-График работы психолога, утвержденный заведующим МКДОУ.

-Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности.

-Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе.

-Программы проведения занятий, диагностической и коррекционной работы.

-Журналы учета работы психолога.

-Материалы выступлений на собраниях, семинарах, отчеты психолога и т.д.

Приложение 1

I.    Общие положения

Педагог - психолог относится к категории специалистов, принимается и освобождается от должности приказом.

На должность педагога-психолога без категории назначается лицо, имеющее высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» без предъявления требований к стажу работы, 2 категории - стаж работы по специальности не менее 3 лет, 1 категории - стаж работы по специальности не менее 5 лет, высшей категории - стаж работы по специальности не менее 10 лет.

II. Педагог - психолог должен знать:

Конституцию РФ.

Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования.

Декларацию прав и свобод человека.

Конвенцию о правах ребенка.

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации и социальной защиты детей.

Общую и педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.

Основы дефектологии, психотерапии, психогигиены, психодиагностику.

Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения.

Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального ребенка.

2.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2.11. Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ.

2.12. Производственные инструкции и инструкции по охране труда согласно Перечню на допуск к самостоятельной работе.

2.13. Характеристики обслуживаемого оборудования (ПК, аудио-, видеоаппаратура и др.), опасные и вредные факторы по своему рабочему месту, способы защиты от их воздействия.

2.14. Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшему и порядок обращения за помощью при получении травмы.

2.15. Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ», «Трудовой кодекс РФ» в объеме, достаточном для выполнения своих должностных обязанностей.

2.16. Стандарты безопасности труда, правила, нормы, положения, инструкции и другие нормативные документы по охране труда.

2.17. «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

2.18. Настоящую инструкцию и трудовой договор.

2.19. На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь и др.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом начальника ДОУ. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

III. Должностные обязанности

Педагог-психолог:

Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и обучения.

Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.

Определяет факторы, препятствующие развитию личности детей и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).

Оказывает помощь детям, родителям (или лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития детей.

Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.

Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности детей.

Осуществляет педагогическую поддержку одаренных детей, содействует их развитию и поиску.

Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии детей, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

Формирует психологическую культуру детей, педагогических работников и родителей.

Консультирует работников ДОУ по вопросам практического применения психологии.

Ежедневно перед началом работы осуществляет самоконтроль за соответствием рабочего места или порученной работы требованиям охраны труда и своевременно принимает меры по устранению выявленных отклонений от них.

3.13. Выполняет только ту работу, которая входит в должностные обязанности, не приступает к работе, если не известны безопасные способы ее выполнения.

3.14. Соблюдает установленные правила, нормы и инструкции по охране труда.

3.15. Следит за исправным состоянием и правильной эксплуатацией оборудования, приспособлений, инвентаря.

3.16. Немедленно сообщает вышестоящему руководителю об обнаруженных нарушениях, о возникновении травмоопасных, аварийноопасных и пожароопасных ситуаций и несчастных случаях с людьми.

3.17. 0 любом случае получения травмы на производстве, по пути с работы или на работу (даже самой незначительной), а также при ухудшении состояния своего здоровья немедленно сообщает своему непосредственному или вышестоящему руководителю. При необходимости обращается в здравпункт или поликлинику (в больницу) в сопровождении представителя администрации.

3.18. Систематически совершенствует свои знания по вопросам безопасности труда путем самостоятельной подготовки.

3.19. В установленном порядке проходит обучение по охране труда и предусмотренные периодические медицинские осмотры.

3.20. Проводит диагностику детей, связанную с определением уровня психического развития и подготовкой их к школе.

IV. Права.

Педагог - психолог вправе:

3.21. Знакомиться с проектами решений руководства ДОУ, касающимися его деятельности.

3.22. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства ДОУ предложения по улучшению деятельности и совершенствованию методов работы, замечания по деятельности работников ДОУ, предлагать варианты устранения имеющихся недостатков.

3.23. Запрашивать лично или по поручению руководства ДОУ от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

3.24. Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению задач, возложенных на него.

3.25. Требовать от руководства ДОУ оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

3.26. Повышать свою квалификацию.

V. Ответственность.

Педагог - психолог несет ответственность:

3.27. 3а правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

3.28. 3а причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

3.29. 3а применение, в т. ч. однократное, методов воспитания, связанных с психологическим и физическим насилием над личностью детей. В данном случае педагог - психолог может быть освобожден от должности в соответствии с ТК и Законом «Об образовании», увольнение не является мерой дисциплинарного взыскания.

3.30. 3а нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно – гигиенических правил.

Педагог-психолог МКДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.

Психологическая служба ДОУ призвана содействовать:

- созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;

- повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени;

- повышению психологической компетентности педагогов;

- развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.

Цель и задачи психологической службы ДОУ.

Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.

Основными задачами психологической службы в ДОУ являются:

1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.

3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников.

Функции психологической службы ДОУ.

Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.

Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.

Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.

Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.

Профилактическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.

Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.

Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

Основные направления деятельности психолога МКДОУ: д/с №15

1. Психодиагностика. Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Психопрофилактика. Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

3. Коррекционная и развивающая работа. Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

4. Психологическое консультирование. Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

5. Психологическое просвещение и обучение. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.